Предприниматели, особенно начинающие, часто путаются в определении значения и важности этих инструментов продвижения бизнеса. Вопреки распространенному мнению среди предпринимателей, маркетинг и связи с общественностью (PR) – не одно и то же.
PR безусловно является неотъемлемой частью маркетинга, частью маркетинговой кампании, и эти две важнейшие функции продвижения бизнеса должны работать слаженно.
Без качественного и равномерного PR ваш маркетинг, каким бы сильным и продуманным он не был, может, попросту не состоятся. Равно как и PR без продуманного и слаженного маркетинга – «стрельба по воробьям и деньги на ветер».
Условно, очень условно и чтобы было понятно практически всем предпринимателям, PR можно назвать «историей, которую слушают и хотят слышать те кому она интересна», а маркетинг – тщательная подготовка этой «истории».
Приведем для закрепления небольшой пример из жизни «буржуйских предпринимателей» (как показала практика… не очень умных):
В 2012 году звезда американского телевидения, актриса Ева Лонгория открыла небольшой ночной клуб в центре Лас-Вегаса… для женщин???
Представляете? Вопреки стойкому мнению и практике, что все ночные клубы – для всех. Еве и ее партнёру Мортону пришла в голову идея сделать ночной клуб для женщин. Им показалось, что – это отличная идея.
Затем совладельцам бизнеса пришла идея в основу всех пресс-релизов, которые будут подготовлены ко дню торжественного открытия клуба, заложить призыв: «Расширение прав и возможностей для женщин».
Типа: не только мужчины имеют право на отдых в кругу друзей (подруг) в уютном общественном месте после работы или семейной суеты.
Дополнительно (в подкрепление к пресс-релизам) был создан как бы «сексуальный» рекламный видеоролик, в котором женщины, посетительницы кафе, кормили друг друга стейком в «слегка» развязанной форме.
В итоге основной упор в продвижении бизнеса был сделан на меню, стейках, ночной жизни и т.д. О главной же идее: «Расширение прав и возможностей для женщин» как бы и забыли совсем.
Сам видеоролик стал ярким примером ошибок продвижения и главным диссонансом, так как несогласованность между пресс-релизами, идеями пресс-релизов и отдельным видеороликом оказала владельцам бизнеса медвежью услугу и общая кампания продвижения кафе провалилась.
Это был такой ощутимый удар на старте бизнеса, что ночной клуб в итоге пришлось закрыть и деньги, вложенные в эту часть бизнеса, не малые деньги, были потеряны. Осталось у Евы только небольшое кафе типа стейк-хаус, но это обычное заведение, которое не использовало весь убойный «арсенал» гламурного имении ее владелицы.
Любой бизнес необходимо продвигать «с умом», следить, чтобы все части и функции вашего маркетинга (включая и PR) работали «как часы» на общее дело, не мешая друг другу.
На старте продвижения бизнеса задайте себе несколько простых и несложных вопросов:
1. Кто является вашей целевой аудиторией?
Кто нуждается в твоем предложении? Конкретно! Не выстраивай свое продвижение в надежде рассказать» всем. Это главная и часто встречающаяся ошибка. «Говори» с теми, кто сейчас нуждается в твоем предложении или с теми, кто будет нуждаться в будущем.
Нет смысла предлагать дорогой и престижный смартофон аудитории, у которой нет денег, в надежде на покупку когда аудитория разбогатеет.
2. Совпадает ли ваше предложение с интересами вашей целевой аудиторией?
Вы должны убедиться, что все инструменты, с помощью которых вы пытаетесь рассказать о своем предложении, совпадают с интересами вашей целевой аудитории. Даже сайт, который является важным инструментом продвижения, должен совпадать с теми понятиями и вкусами, которые есть у представителей вашей аудитории.
Язык, оборот речи, сленг должен либо «подстраиваться» под аудиторию либо быть ее органичной составляющей. Например, если ваша целевая аудитория — читатели Forbes, вы не должны использовать инструменты и приемы, которые интересны и привычны аудитории сайта Cosmo. Здесь нет мелочей, здесь все важно.
3. Поддерживают ли сотрудники ваше предложение?
Даже самая отличная и дорогостоящая рекламная и маркетинговая компания превратится в «пшик» если ее соответственным образом не будут поддерживать ваши сотрудники.
Какой смысл рассказывать о выгодном предложении, если клиент, придя, скажем в ваш магазин, встретит безграмотного, ленивого или, что еще хуже, хамовитого сотрудника? Предположим, что ваш бизнес – СПА.
Отличное оборудование, умиротворяющая обстановка, соответствующий интерьер, успокаивающая музыка и… грубая, крикливая сотрудница на стойке регистрации. Как пример?
Смотрите интересное видео Маркетинг против PR
4. Поддерживает ли «лицо и голос» ваше предложение?
Что подразумевается под выражением «лицо и голос» предложения? Кто представляет ваш продукт или услугу? Вы или ваш представитель? Кто является медийным лицом предложения в роликах, аудиорекламе, в анонсах пресс-релизов и т.д.?
Совпадает ли это «лицо» с возрастом, полом, интересами, пониманием вашей целевой аудитории? Согласитесь, нелепо выглядит молодой, здоровый человек в промо-материалах направленных на продвижение слуховых аппаратов для людей пожилого возраста.
Перед запуском кампании по продвижению бизнеса проверьте эти и многие другие составляющие кампании и убедитесь, что все продуманно и подготовлено с умом.